Заголовок третьей очень интересной статьи о тактическом снаряжении
Что касается черных дыр, то тут мы отметим три результата. Во-первых, используя данные наблюдений на VLBI, удалось достаточно точно определить расстояние до двойной системы V404 Лебедя, где есть кандидат в черные дыры (arXiv: 0910.5253). Расстояние равно 2,252,53 кпк – меньше, чем считалось ранее. Это важно, поскольку уменьшаются и оценки светимости во вспышках источника. В частности, вспышки, считавшиеся сверхкритическими, оказываются субкритическими.
Заголовок 2
Во-вторых, были получены детальные спектроскопические данные для кандидата в черные дыры GX 3394 (arXiv: 0911.2240). В частности, хорошо измерена линия железа. Определение параметров системы по профилю линии позволяет выявить внутреннюю границу аккреционного диска. Это довольно стандартная методика. Но есть и новость. Показано, что радиус внутренней границы диска при низкой светимости существенно больше, чем при более высоких. Т.е. впервые отчетливо продемонстрировано, что, как и предполагалось в стандартных моделях, на низкой светимости диск существенно отстоит от черной дыры.
Заголовок 3
Раз мы уже оказались в межгалактическом пространстве, поговорим о галактиках. Здесь рекордом можно считать обнаружение галактики вокруг самого далекого квазара на z=6,43 (arXiv: 0908.4079). Точно определить массу галактики пока не удается, но ясно, что она достаточно массивная, а Вселенной в тот момент, согласно стандартной модели, при z=6,43 было всего лишь около 840 млн лет.
Заголовок 4
Вообще, данные по массивным галактикам в молодой Вселенной заставили ученых серьезно задуматься. Крис Коллинз и его соавторы (arXiv: 0904.0006) показали, что наиболее массивные (и яркие) галактики в скоплениях набрали 90% своей массы уже спустя 45 млрд лет после начала расширения. Это противоречит численным моделям, в которых формирование массивных галактик идет медленнее (90% массы набирается такими галактиками только спустя 11 млрд лет).
Заголовок 5
В 2009 г. был описан весьма любопытный результат проекта Galaxy Zoo (arXiv: 0907.4155). В процессе классификации галактик силами добровольцев был обнаружен интересный тип галактик, получивший название «зеленые горошины» (Green Peas). Выделен 251 такой объект. Это довольно компактные (менее 5 килопарсек) галактики с низкой металличностью. Они находятся относительно недалеко (0,112 < z < 0,360) и являются «родственниками» голубых компактных галактик. Новым галактикам свойственна клочковатая структура и высокая светимость в ультрафиолетовом диапазоне при относительно небольшой звездной массе. Эти свойства объясняются высоким темпом формирования звезд (порядка 10 масс Солнца в год).
Заголовок 6
Наконец, отметим работы по измерению свойств скоплений галактик с помощью новых наземных специализированных телескопов. Это Atacama Cosmology Telescope (arXiv: 0907.0461) и South Pole Telescope (arXiv: 0911.2444). Пока представлены только самые первые данные. Но важно, что инструменты работают как надо, и в ближТакже мы рассказывали о работе arXiv: 0808.3772, в которой авторы оценили массы для множества карликовых галактик и показали, что есть указания на существование единого нижнего предела масс (порядка нескольких миллионов солнечных). Теперь же авторы свежей работы arXiv: 0910.1348 провели переоценку массы для одной из карликовых галактик. Новая оценка почти на порядок ниже. Видимо, это действительно является угрозой сценарию с универсальным нижним пределом.
- Пункт
- Пункт
- Пункт
- Пункт
- Пункт
В конце обзора отметим, что прошлогодний результат коллаборации DAMA/LIBRA по регистрации частиц темной материи находится под сомнением. Свежие данные коллаборации CDMS исключают (в рамках стандартных моделей) практически всю область параметров, защищаемую DAMA/LIBRA.
- Пункт
- Пункт
- Пункт
- Пункт
- Пункт
Астрономы давно заметили, что объекты во Вселенной — начиная от карликовых галактик, в миллионы раз меньше нашего Млечного Пути и заканчивая крупнейшими скоплениями (галактик), состоят не только из обычного видимого вещества, но также в немалой степени и из некоего другого, не дающего света и отличающегося от привычного нам. Считается, что эта материя состоит из одного или нескольких видов неизвестных (будем надеяться, пока неизвестных) нам элементарных частиц, и огромные облака этих частиц, находящихся в галактиках и их скоплениях, создают дополнительное гравитационное притяжение, которое ответственно не только за формирование галактик, но и за формирование всей крупномасштабной структуры Вселенной. В то же самое время, эти же самые частицы, будучи повсюду в галактике, вполне могут (невольно) участвовать в экспериментах в физике высоких энергий, проводимых в лабораториях на Земле и, таким образом, быть «опознанными».
Анализ наблюдений за последние лет десять, в частности, сверхновых первого типа, позволяет сделать вывод, что наша Вселенная ускоряется в своем расширении вместо того, чтобы замедляться, как казалось последние десятилетия. В какой-то степени, это противоречит здравому смыслу — гравитация притягивает объекты друг к другу. Поэтому для объяснения этого феномена пришлось ввести новую форму энергии, названной темной энергией, которая и приводит к отталкиванию и чья природа определяет судьбу нашей Вселенной.
Есть косвенные данные, показывающие, что в самые ранние этапы своего развития Вселенная прошла через стадию взрывоподобного расширения, называемой инфляцией, которая привела к тому, что даже самые масштабные объекты во Вселенной имели свои истоки в квантовой пене на субатомных масштабах. Причина, приведшая к этой инфляции, остается загадкой (прим. перев. — тут авторы, на мой взгляд, несколько переоценивают свои возможности. У нас нет возможности, да и вряд ли она появится в ближайшие десятилетия, узнать, что точно происходило на самых ранних этапах развития Вселенной. Есть лишь косвенные свидетельства, которые можно интерпретировать в рамках инфляционной теории, но никто не мешает использовать и другие теории — пока их предсказание не противоречат наблюдениям. Так что рассуждения о начале Вселенной пока могут носить лишь спекулятивный характер).